История









Появление католиков на юге современного Поволжья происходило спорадически: в ХШ веке появились францисканцы. Их влияние заметно до сих пор в Астрахани, Элисте и пр. (Пигарев Е. Католические миссионеры в Золотой Орде. Согласие, № 1. Астрахань). На рубеже ХVI-ХVII веков население католического вероисповедания в нижнем Поволжье прирастало за счёт армян, бежавших из Закавказья из-за захватнических войн Персии. Такие беженцы-переселенцы появились в конце ХVI- начале ХVII веков и в крепости Царицын. В 1606-1607гг. в Царицыне в течение почти года находились кармелиты. Они направлялись в Персию из Италии, через страны Европы, с миссией восстановления христианского окормления армянского населения в Персии (Berthold-Ignace, PR. Histoire de l’établissement de la mission de Perse par les Pères Carmes-Déchaussés. Bruxelles, 1886, ch. 7-8). В середине ХVIII века по приглашению императрицы Екатерины II из Германии прибыли немцы, поселившиеся, в основном, в Украине и в Поволжье. В конце ХVIII века Польша была присоединена к Российской империи. Поляки время от времени устраивали восстания, и после восстаний их отправляли в ссылки, иногда далеко в Сибирь. В тревожные времена (революции, гражданская война, репрессии) возрастала миграция населения (Религии в междуречье Волги и Дона. Волгоград, 2000. Барабанов Н.Д. От Тенгри к Христу. Религия в судьбе народов Нижнего Поволжья в период
средневековья//Стрежень, № 2, Волгоград, 2001, с. 280-292). К середине XIX в. возникла необходимость правовой регламентации Римско-католической Церкви в России. Папа Григорий XVI (1831-46гг.) осудил политику России по отношению к Католической Церкви, обвинив Российское правительство в отсутствии веротерпимости и гонениях на Церковь. При папе Пие IX (1845-78 гг.) в 1847г. был подписан Конкордат, в соответствии с которым Святой Престол и Россия пришли к компромиссным решениям. Конкордат разрешал деятельность шести епархий, духовных семинарий, Академии и др. Постепенно налаживалась жизнь приходов. Появилась возможность строительства храмов (Валеев В. Из истории саратовских церквей. Саратов, 1990, с. 153).
В соответствии с Конкордатом на Юге России в 1848г. была организована Херсонская епархия. Херсонская губерния была выбрана как место мученической смерти папы св. Климента I (88-97гг.). Св. Климент был современником Апостолов Петра и Павла и упоминается в «Послании к Римлянам». Св. Климент является символом единства Римской и Константинопольской Церквей. Он знак связи между западной и восточной духовными традициями и почитаем в православной Церкви (Задворный В. Святой папа Римский Климент и его культ в древней Руси//ИиЖ, 10/1994, с. 34-37). Херсонская губерния была также местом, где с 1333г. уже существовала католическая епархия, упразднённая несколько позже. В 1852г. Херсонская епархия была переименована в Тираспольскую, но возведению кафедрального собора в Тирасполе помешала русско-турецкая война 1853-56гг. В качестве ‘временного’ места проживания первый епископ Тираспольский Ф. Кан выбрал Саратов, который стал местом пребывания Тираспольских епископов вплоть до Октябрьской революции. Название же епархии – Херсонская - Тираспольская – сохранилось. 

 ИСТОРИЯ. СОБЫТИЯ. ЛИЦА. 
«Ты – Петр, и на камне сем Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф 16.18) 

 В 1899г. в Царицыне, на средства прихожан, была построена Римско-католическая церковь (Лиценбергер О.А. Волгоград/Католическая Энциклопедия. М., 2002, с. 1067). По преданию, значительное пожертвование на строительство церкви внёс граф Георгий (Ежи) Шембек, священник Херсонской - Тираспольской Епархии. Граф в молодости был известен весьма вольным поведением. Однако, в какой-то момент, произошло чудесное обращение грешника, он решил поступить в семинарию, но ни одна семинария на Западе Российской империи не захотела принять его. Только Саратовская семинария (предназначенная для этнических немцев), куда не докатилась его «слава», приняла графа на учебу. Он стал священником, и в период строительства церкви в Царицыне о. Г. Шембек был Саратовским деканом и законоучителем в Духовной семинарии. Представляется, что он бывал неоднократно в стенах церкви Успения как прелат, и, может быть, проводил мессы. 
Церковь была освящена во имя Успения Пресвятой Богородицы Девы Марии. Сведения по дореволюционной истории церкви Успения Пресвятой Богородицы Девы Марии крайне скудны. Архивные документы отсутствуют. Из различных источников (газетные хроники, изданные мемуары епископов) удалось собрать некоторые сведения о жизни прихода. 
В 1904г. был утвержден Устав церкви (ГАВО, ф. 2059, оп. 2, д. 683). Точных сведений о настоятелях нет. Известно, что в 1905г. администратором церкви являлся о.Лев Моравский. В 1910-1912 гг.(?) священником служил уроженец Поволжья о. Эммануил Симон (1872-1928?) (Чаплицкий Б, И.Осипова. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР. М., Серебряные нити, с. 277). В газетных хрониках указывались имена священников Саратовского деканата, приезжавших в Царицын. Так, в 1913-1914гг. (?) отправлять службы приезжали декан Саратовского деканата о. Франциск Ксаверий Климашевский, священник Георгий (Ежи) Шембек. 

Можно предположить, что с визитациями (инспекциями) приезжали епископы: 

Антоний Иоганн фон Падуа Церр, 
Эдуард Михаил Иоганн фон Ропп (Эдуард Юльевич), трон-ассистент Святого Престола,
Йозеф (Иосиф) Алоизий Кесслер. 

Епископ Антоний Иоганн фон Падуа Церр (1849-1934 гг.) родился на Юге России, во Францфельде Симферопольского деканата. Учился в Саратовской Духовной семинарии, считался одним из самых одаренных учеников. Годы епископата с 1889 по 1901. Позже стал профессором Саратовской семинарии, а с 1891г. - инспектором. Будучи епископом по назначению папы Льва ХIII, он освятил 20 церквей и алтарей, в том числе, по-видимому, и церковь в Царицыне, и конфирмовал свыше 80 тысяч верующих. Был награжден пятью орденами Российской империи. А.-И. фон Падуа Церр был автором двух книг по истории Католической Церкви в России (О.А. Лиценбергер. Римско-католическая церковь с России. История и правовое положение. Саратов, 2001, с. 341). 


В 1902-1903гг. епископом был Эдуард Михаил Иоганн фон Ропп (Эдуард Юльевич), трон-ассистент Святого Престола, каноник, митрополит, депутат Государственной думы России, барон (1851-1939 гг.). Будучи Тираспольским епископом, он уделял много внимания визитам в приходы и деятельности Духовной семинарии в Саратове. Э. фон Ропп активно занимался организационно-политической деятельностью: основал Конституционно-католическую партию Литвы и Белоруссии и Католический союз рабочих. После февральской революции был назначен папой Бенедиктом ХV на служение архиепископом Могилевским и Митрополитом России. Неоднократно преследовался царскими и советскими властями вплоть до ареста. С 1923г. руководил Люблинским миссионерским институтом по работе с Россией (Лиценбергер, там же, с. 344-346). Прах его перезахоронен в Белостоке, некогда центре Виленской епархии, в которой Э. фон Ропп также служил епископом с октября 1903г. 


Последним епископом Херсонской - Тираспольской епархии был Йозеф (Иосиф) Алоизий Кесслер (1862-1933гг.), уроженец Поволжья. Обучался в Саратовской семинарии и в Духовной Академии Санкт-Петербурга, работал настоятелем на Юге России, инспектором семинарии. В годы его епископата в Тираспольской епархии с 1904 по 1929гг. (фактически по 1920г.) епархия возросла численно и укрепилась духовно. Малая семинария в Саратове была преобразована в гимназию, были предприняты миссии на Украину. Й. Кесслер освятил 31 церковь и конфирмовал 75 тысяч человек. В августе 1918г., спасаясь от преследований большевиков, Й. Кесслер переехал в Одессу, откуда управлял епархией в течение двух лет. В начале 20-х годов он организовал помощь голодающим Поволжья. В 1929г. он официально отказался от управления Тираспольской епархией и в 1930г. был назначен епископом Боспорским (Лиценбергер). Й. Кесслер - aвтор книг по истории епархии и мемуаров (Kessler J. Geschichte der Diozese Tiraspol. Dickinson, N. Dakota, USA, 1930). В период после 1917- 1918г.г. в соответствии с декретами Советской власти имущество церкви было национализировано. 

Началось медленное разграбление церковного имущества. Было совершено изъятие мощей св. Апостола Петра из реликвария, исчезали сосуды из ценных металлов.

Настоятелем церкви Успения Пресвятой Богородицы Девы Марии предположительно с апреля 1917г. по декабрь 1925г. являлся уроженец Белоруссии о. Александр Казимирович Билякевич (1872-1938). Документы из Волгоградского областного архива показывают административную активность и высокую грамотность о. А. К. Билякевича (ГАВО, ф. 2059, оп. 2, д. 683). Он весьма энергично отстаивал перед властями дела прихода, был автором и составителем всей документации, в том числе нового Устава церковной общины, утвержденного собранием прихожан 10 июня 1923г. входил в состав костёльного совета до тех пор, пока этому не препятствовали власти. 

В 1921г. с властью было заключено соглашение об аренде церкви и имущества в соответствии с описью. Соглашение подписали председатель церковного совета о. А.К. Билякевич и синдики (члены церковного совета) Иван Бейнарович и Ксаверий Пивницкий. 
12 июня. 1923г. о. А.К. Билякевич предъявляет в Губернское управление пакет документов, легализующих деятельность церкви: 
соглашение об аренде и опись имущества, Устав религиозного общества, инструкцию, протоколы собраний, списки коллектива, список церковного совета, анкету священнослужителя (ГАВО, ф. 2059, оп. 2, д. 683)
В декабре 1925г. о. А.К. Билякевич уехал в Киев. В дальнейшем он работал в приходах Украины (Чаплицкий, Осипова, там же, с. 27)
С 1927г. по 2 февраля 1930г. настоятелем церкви был о. Иоганн (по паспорту Иван Андреевич) Циммерман (1885-1938г.г.) Он родился в Поволжье, в с. Зеельман (с. Ровное Саратовской обл.). Окончил Саратовскую духовную семинарию, в 1908 был рукоположен во священники. Служил в селах Поволжья. 

О. Иоганн был арестован неоднократно: 

В 1918г.   за агитацию против советской власти 
В 1920г.  за протииводействие властям при закрытии церкви в с. Ровное 
В 1924г.  за - «сопротивление власти». 
В 1925г.  был сослан на два года в Зырянский край. 
В 1927г. был освобожден из ссылки с запретом проживания в шести крупных городах. 

После ссылки поселился в Сталинграде-на-Волге и работал священником в храме Успения Пресвятой Богородицы Девы Марии. 

В 1930г. был арестован по делу немецкого католического духовенства и мирян (дело А.И. Баумтрога). Одновременно с ним были арестованы:
о. Ив.Бейльман, 
священник из с. Келер (Караульный Буерак) Камышинского уезда и миряне из Сталинграда – Иван Эмерикович Белина-Белинович, 
Иосиф Францевич Каливода, 
Лонгин Иванович Павликайтис, 
Александр Францевич Трумпа и 
Сигизмунд-Константин Юлианович Тежерос (ГА ФСБ, д. 95215). 

Отец Иоганн был обвинен «в контрреволюционной деятельности» и приговорен к трём годам ИТЛ. 

В 1934г. И.А. Циммерман вернулся в Сталинград и, видимо, пытался наладить церковную жизнь. 
10 апреля 1935г. он был арестован и приговорен вновь к трём годам ИТЛ. 
В 1937г. он был вновь арестован и 17 августа 1938г. был расстрелян в Карлаге. Реабилитирован 10 декабря 1991г. в списке 34 незаконно осужденных по делу № 95215 (дело А.И. Баумтрога), в числе которых было 20 священников. 
В 20-е-30-е годы усилилось давление властей на церковную жизнь. Храм облагался налогами за аренду земли, здания и имущества, за дом, где жили священнослужители (ныне разрушенный), и где находилась зимняя часовня. За утрату разворованного имущества налагались огромные штрафы. Приход продолжал существовать и в этих условиях, находясь под пристальным вниманием властей и осведомителей (архив ФСБ, д. 95215, т. 2, лл. 287-289, 612, 947, 958, 971 и др.) 

В феврале-октябре 1930г. неофициальным священником является о.Флориан Яковлевич Шульц (1873г.-?)

Он родился на Украине, в с. Ландау, в крестьянской семье, имевшей крепкое хозяйство. В 1896г. Ф.Я.Шульц окончил Саратовскую духовную семинарию. 
С 1899г. служил в с. Пановка (с. Гильдман) Камышинского уезда и в 1912-13 гг. обслуживал филиальную церковь в с. Иловля. 
С 1915г. по ноябрь 1925г. был настоятелем в с. Золотурн (с. Золотое Саратовской области). 
10 ноября 1925г. был арестован, по апрель 1926г. был под следствием в Покровске (ныне г. Энгельс) и был обвинен в «контрреволюционной деятельности». 
С апреля 1926г. по 1929г. отбывал ссылку в Казахстане, в Кустанае. После отбывания наказания он приехал в Сталинград, где проживала его приемная дочь Регина Антоновна Вааль. После ареста о. Иоганна Циммермана о. Флориан считает местом своего служения Римско-Католическую церковь в Сталинграде (ГАВО, ф. 2059, оп. 2, д. 683, л. 124)
В апреле 1930г. Ф.Я. Шульц предъявляет властям документацию для регистрации общины: заявление, состав церковного совета, списки членов религиозного общества, анкету священнослужителя. В анкете при регистрации общины верующих он указывал, что полем его деятельности является «неофициальное» служение в Римско-католическом костёле. «Неофициальным» оно было потому, что уже была разрушена структура Римско-католической церкви в России. 
А.И. Баумтрог, который тоже был арестован в октябре 1930г., до ареста скрывался от властей. Назначать новых священников было некому. 
27 октября 1930г. Ф.Я. Шульц также был арестован по делу А.И. Баумтрога и заключен в Саратовский следственный изолятор. 
30 ноября 1930 года ему было предъявлено обвинительное заключение: 
о.Флориан обвинялся в контрреволюционной деятельности.«Шульц Флориан Яковлевич вел контрреволюционную агитацию среди верующих, призывал их к срыву мероприятий Соввласти, вел агитацию против посещения клуба, изб-читален верующими, угрожая им в противном случае отчуждением от костела. Его агитация имела те действия, что часть верующих родителей, не посещая сама эти культурные места, не пускала туда своих детей» (ГА ФСБ, д. 4281, с. 21-23). При этом в деле не имеется никаких показаний свидетелей, кроме показаний самого Шульца. Решением тройки ПП ОГПУ он был осужден на 10 лет ИТЛ. 
22 февраля 1933г. он был досрочно освобожден и отправлен на оставшийся срок в ссылку в Северный край. Дальнейшая судьба его неизвестна (Чаплицкий, Осипова, там же, с. 259). 
В 1932г. властям были предъявлены списки членов церковного совета и религиозного общества (172 чел.) и опись имущества с целью регистрации общества. 
В 1933г. власти требуют сдавать денежные добровольные пожертвования на хранение в сберкассу. 
Ревизионная комиссия в лице прихожанок: 
Беккер В, 
Гитляйн А. и 
Клух М.А. 
отвечает, что религиозное общество мёртвого капитала не имеет, что добровольные пожертвования покрывают платежи налогов (ГАВО, ф. 2059, оп. 2, д. 683, л. 124). 
В августе 1934г. власти начинают активную деятельность по ликвидации церкви Успения Пресвятой Богородицы Девы Марии. 
В конце 1934г.- начале 1935г. был предъявлен властям недатированный список членов «коллектива верующих», предположительно связанный с возвращением И.А. Циммермана в Сталинград. 
10 апреля 1935г. И.А. Циммерман вновь арестован. 
17 апреля 1935г. власти приняли решение о ликвидации церкви Успения Пресвятой Богородицы Девы Марии в Сталинграде. 
В 1935-1991г. в помещении церкви Успения Пресвятой Богородицы Девы Марии располагались сначала клуб Осоавиахима, затем клуб железнодорожников им. А.А. Жданова. 
В 1970г. был разрушен дом священника и зимняя часовня, находившиеся под одной крышей. В восьмидесятые годы территория храма была передана в ведение Дома техники молодёжи. Наступило время перестройки. Дом техники молодежи уже было начали строить, но обстоятельства изменились: новым властям оказался ненужным заложенный фундамент. К счастью, здание храма, захламлённое и замусоренное, загаженное собаками и людьми, не было разрушено. Власти дали разрешение на восстановление церковной жизни. 


 Начало возрождения католической общины в Волгограде датируется весной 1991г. 

В мае 1991г. в Волгоград приехал священник из Польши, о. Альфред Манько, который стал собирать общину верующих. О. Альфред вспоминал: 
«Это были люди, не знавшие религиозной жизни, без опыта воцерковления, не умевшие даже сделать крестного знамения, но жаждавшие знать Бога» (Manko A. Primavera al circolo Zdanov//Avvenire, 15.10.1991, p. 15)
Из десяти верующих, необходимых для регистрации общины, восемь не были крещёными. После катехизации они были крещены о. Альфредом (Rossi S. Gli otto battezzati di Stalingrado. Из архива РКЦ в Волгограде, без ссылки на название газеты). 

Старостой вновь организованной общины стал Григорий Линник, ныне священник. В самом начале по приезде о. Альфред установил хорошие отношения с арх. Волгоградским и Камышинским Германом и представителями местной православной церкви. 

19 августа 1991г. (день, всем нам памятный как день ГКЧП) произошла регистрация католического прихода. 
В декабре 1991г. была организована неокатехуменальная община. Мессы совершались на съёмной квартире. Приход входил в состав Апостольской Администратуры для католиков латинского обряда Европейской части Российской Федерации во главе с архиепископом Тадеушем Кондрусевичем. 
9 января 1992г. приходу были возвращены здание церкви и территория вокруг неё. Постепенно налаживалась церковная жизнь, проводились катехизации, отмечались религиозные праздники, заработал филиал благотворительной организации «Каритас России», официально зарегистрированный как «Каритас-Волгоград». 
В сентябре 1992г. в Волгоград впервые приехал итальянский священник дон Оресте Бенци (07.09.1925 - 02.11.2007), основатель Ассоциации им. папы Иоанна ХХIII (cм. о нём: А. Дзамбони. Улыбка Бога на дорогах раненого человечества. Москва, 2013). 
Ассоциация пропагандирует жизнь во Христе с бедными, отверженными, брошенными, заблудшими. 
В декабре 1992г. Ассоциация была зарегистрирована. Одной важнейших задач этой общины была реабилитация и дальнейшая ресоциализация наркозависимой молодёжи.
В 90-е годы стал широко известен рисунок немецкого врача, священника, художника Курта (Серенко Е. Мадонна примирения/Наука и религия, 5/2000. Она же. Мадонна из «котла»/День за днем, 50/2000, с. 12). 
Ройбера, нарисованный на обороте школьной карты на Рождество 1942г. в Сталинграде. Рисунок изображал Деву Марию с Младенцем на руках. На Западе рисунок получил название «Сталинградская Мадонна» и был рекомендован представителями трёх христианских деноминаций для использования в качестве иконы
Было решено принять этот рисунок в качестве главной иконы прихода, дав ей русское название - "Богородица Примирения". 
19-20 июля 1992г. арх. Т. Кондрусевич впервые посетил приход в Волгограде. Состоялась месса на территории трубного завода в г. Волжском, совершено таинство миропомазания. Была достигнута договоренность с фирмой «Италсовмонт» о возведении временной часовни, более известной под названием «вагончик». 
18 октября 1992г. временная часовня была освящена архиепископом Т. Кондрусевичем. Совершено таинство миропомазания. 
В течение 1992-1997гг. происходило восстановление разрушенной церкви на пожертвования прихожан из разных стран и различных благотворительных организаций. Для восстановления храма нужен был проект и финансы. Первоначальный проект был утрачен, имя архитектора неизвестно.
В конце концов проект восстановленного храма был выполнен, о чем сообщалось в немецкой прессе (Маurer М. Wolgograds Glaubige feiern die Messe – noch – im Baucontainer//Neues Volksblatt, 06.05.95). 
Благодарение Богу, нашлось очень много добрых людей, оказавших моральную и финансовую помощь при восстановлении храма. 
Это, прежде всего, семья немецкого специалиста В. Люфта, работавшего по контракту в с. Мариновка Волгоградской обл. Узнав о возрождении католической общины, Вольфганг и Мишель приезжали на воскресные мессы и активно помогали в установлении контактов с благотворителями в Германии и Австрии. 

Журналисты: 

М. Маурер, 
М. Шмид, 
Э. Фамлер из Австрии, 
М. Юве из Франции, из Дижона, города-побратима Волгограда, в своих статьях призывали помочь восстановлению церкви в Волгограде (Напр. Maurer M. Wolgograds Glaubige feiern die Messe – noch – im Baucontainer//Neues Volksblatt, 04.05.1995, S. 5). 


В поисках финансовой поддержки о. Альфред выезжал несколько раз за границу. Постепенно стали поступать пожертвования от дарителей, известных и неизвестных. Достоен памяти и молитв Карл Приллингер (г. Велс, Австрия), организовавший в своей стране Общество помощи церкви в Волгограде. 
В 1991г. К. Приллингер приехал в наш город в составе делегации и, увидев руины церкви, он счёл необходимым помогать восстановлению церкви. 
В Общество вступили жители Австрии: 
родственники погибших в войне, ветераны и участники Сталинградской битвы, всего около 500 человек. В течение нескольких лет они собирали добровольные пожертвования и передавали их в Волгоград. Это был самый большой финансовый вклад в восстановление церкви. Общество прекратило существование 2 октября 1998г. Архив РКЦ в Волгограде сохранил сведения о дарителях. В. и М. Люфт, Г. Сараускас внесли большие личные финансовые пожертвования. Коллективные взносы редакции газеты «Neue Bildpost», организаций «Renovabis» и «Австрийский черный крест» также были весьма значительны. 

Посильные взносы на восстановление церкви в Волгограде сделали господа: 


М. Айхерн, 

Д. МакКоннел, 
Г. Меллер, 
А. Леттнер, 
А. Бек, 
Л. Донато, 
И. Рейнгард, 
М. Шеллер, 
Ф. Гакк, 
Г. Либхер, 
Т. Тоши, 
М. Ваден, 
Д. Будде, 
З. Герхард, 
М. Д’Орлано и многие другие. 

Многие женщины из разных стран также внесли посильные пожертвования на восстановление: 


У.Целлер, 
Б.Гельшер, 
К.Додт, 
А.Риттер, 
И.Эрлих, 
М.Киндерманн, 
В. и Р. Вершинг, 
Э. Люфт и многие другие. 

Священнослужители из Италии, Австрии, Германии, Польши, США внесли свою лепту в восстановление: 


Г. Михель. 
П. Вернер, 
Л. Валдмеллер, 
К. Кимминг, 
Ф. Саутнер, 
Э. Найдингер и др. 

Некоторую сумму внесли строители из Хорватии, в то время работавшие на строительстве кардиоцентра в Волгограде. 

Коммерческий советник из Австрии г. Иоганн Брайтшопф взял на себя расходы по изготовлению алтаря в Италии. 
Прихожане нашего города, Волжского, Нового Рогачика, из разных стран СНГ, в том числе из Белоруссии, внесли посильную помощь в восстановление церкви (Архив РКЦ в Волгограде, сведения о дарителях). 


Благодаря их щедрости, стало возможным возрождение Римско-католической церкви в Волгограде. 
 Давайте вспоминать дарителей и благодетелей в наших молитвах!

 Постепенно деятельность прихода налаживалась. Отец А. Манько окормлял также небольшие приходы в г. Волжском, Новом Рогачике, Палласовке, в Петров-Вале. Однако за последние годы произошел отток немецкого населения в Германию, и общины в Палласовке и Петров-Вале перестали существовать. 

С сентября 1995г. по сентябрь 1998г. в Волгограде викарием служил о. Янез Бокавшек. В бытность семинаристом в 1991-92гг. о. Янез проводил неоднократно катехизации в группе с о. Джоном Сгарибальди. 1-2 января 1997г. было ночное бдение – поклонение фигуре Божьей Матери из Фатимы, которая путешествовала по епархии. 
4 мая. 1997г. состоялось торжественное освящение восстановленной церкви во имя св. Николая Мирликийского в присутствии епископов и священников из многих стран, представителей местной власти, мирян. Подарок из Ватикана - мощи св. Николая Мирликийского (имеется дарственная за подписью Иоанна-Павла II). Было совершено миропомазание 18 прихожан. Сестра И. Эрлих из Германии принесла обеты служения Церкви и в течение многих лет была во главе общины христианской жизни. 
В июле 1998г. закончился срок служения в Волгограде о. А. Манько, и он вернулся в Польшу. 
С августа 1998г. по июль 2004г. священником был назначен о. Антоний Глова. 
С сентября 2000г. по октябрь 2005г. викарием служил о. Збигнев Жежник. 
Отцы обслуживали также приходы в Новом Рогачике и в Волжском. 
11 февраля 2002г. произошло официальное восстановление структуры Римско-католической церкви в Российской Федерации. Были образованы четыре епархии. Волгоградский приход входит в состав Астраханского деканата епархии св. Климента.

За время существования прихода в те годы, приезжали многие священники, чтобы временно заменить священнослужителей, уехавших в отпуск или по делам епархии. Это были отцы из Польши : 

Иосиф Клемурчик, 
Иосиф Матыек, 
Кшиштоф Немыйский (светлая ему память и Царство небесное!) и др., 

о. Иосиф Гунчага из Словакии, взявший на себя крест возведения церкви в г. Камышине. Из Италии неоднократно приезжал дон Оресте Бенци. Под руководством о. Антония активизировалась деятельность организации «Каритас-Волгоград» (ответственная Т. Завьялова). «Каритас-Волгоград» реализовал несколько проектов, предназначенных для детей: 

«Помощь детям-инвалидам и детским приютам Волгоградской области», 
«Столовая для детей», 
«Центр детей и молодежи», 
«Каникулы с Богом», 
«Компьютерный класс для детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей». 
В 1999-2000гг. силами добровольцев волгоградского «Каритаса» была реализована федеральная благотворительная «Антикризисная программа ‘Зима 1999-2000гг.’». С помощью городского Управления социальной защиты были составлены списки нуждающихся, которым была оказана помощь продуктами. 
По программе «Милосердие» в 2001г. нуждающимся помогли приобрести обувь и одежду, оплатили лечение и задолженности по квартплате. Подобная программа была реализована в г. Камышине. В рамках проекта «Социальная помощь и патронаж» осуществлялась опека инвалидов на дому (ответственная Е.А. Суслова). 
С 1996г. активно заработала библиотека прихода, в фондах которой были книги на разных языках (ответственная Т.И. Окладникова). По воскресеньям бывали выставки новых поступлений в библиотеку. Проводились катехизации детей и взрослых. Совершались таинства крещения, венчания, миропомазания. Жизнь прихода была интересной и разнообразной. 

Действовали несколько общин: 

неокатехуменальная община, объединившая людей разного возраста, искавших Бога; 
община по работе с наркозависимой молодёжью (ответственные - члены Ассоциация им. папы Иоанна ХХIII)
община христианской жизни (ответственная И. Эрлих). Как и раньше, при о. Антонии в качестве помощников приезжали семинаристы, чаще всего из семинарии «Redemptoris Mater» в Варшаве. 

Некоторые из них, после рукоположения, первую мессу в качестве священника служили именно в нашем храме: 


Михал Мушиньский, 

Павел Лукаш Цондер, 
Милан Блаха, 
Бернард Юревич, 
Павел Андриевский, Валентин Василевский и др. 

На рубеже тысячелетий было много запоминающихся праздников и событий. Проводились духовные упражнения под руководством о. Северино Пиццанелли из Италии, о. Виктора Свидерского OFMCap из Воронежа. 


Запомнились: 
поклонение мощам св. Терезы из Лизьё, покровительницы России (27-28 марта 1999г.);
празднование столетия возведения храма (6 мая 1999г.); 
празднование Юбилейного года (декабрь 1999г.- февраль 2001г.); 
празднование десятилетия общины Ассоциации им. папы Иоанна ХХIII в присутствии епископа Клеменса Пиккеля, гостей из Италии во главе с основателем Ассоциации доном Оресте Бенци, священников и мирян из соседних приходов. Сестра А. Деклара принесла обеты служения Христу (август 2003г.); 
празднование 25-летия понтификата Святейшего Отца Иоанна Павла II (октябрь 2003г). 

Хорошими помощниками о. Альфреда и о. Антония были семьи, приехавшие к нам из разных стран: 
С марта 1992г. среди нас жила семья Незабитовских из Кракова, Андрей и Анна, и их дочь Иоанна. 
С сентября 1994г. по март 1997г. в Волгограде жила семья Хуана и Мари-Кармен Рохас-Марин с 8 детьми (Испания). 
С 1996г. по 1999г. среди нас проживала семья Массимо и Симоны Калиньяни с двумя детьми (Италия). 
С августа 1995 года по 2007г. рядом с прихожанами жила семья Яников: Петр и Кристина, с 5 детьми (Польша). 
С августа 2001г. по март 2007г. в приходе жила семья Агустина Пикера и Евы Салес с 7 (а теперь уже с девятью!!) детьми (Испания). 
Эти семьи, по воле Божьей, приняли все трудности жизни в нашей стране и являлись для прихожан знаком любви Божьей, знаком братства между католиками из разных стран и образцом организации семейной жизни (см. П.И. Кордес. Он первым возлюбил нас. Новосибирск, 2000, стр. 145-147. Глава 4. «Миссия Назаретские семьи от Неокатехумената»). 

На протяжении нескольких лет среди нас жили сестры из Польши: 

Галина Опалиньская и Кристина Вишневская. 

В течение семи лет среди прихожан Волгограда и Нового Рогачика жил брат Иосиф Святлонь, он был добрым помощником священникам и прихожанам. 

Летом 2004г. закончился срок служения в Волгограде о. А. Гловы, и он вернулся в Польшу. 
С февраля 2005г. по ноябрь 2013г. – время служения о. Иосифа Матиса SVD (Общество Слова Божьего). 
С 2007г. по 2008г. в приходе служил о. Мариан Гурски из Словакии. 
Викарием в течение полутора лет был о. Владимир Лытасов. 


Время служения о. Иосифа Матиса считается периодом дальнейшего совершенствования приходской жизни в Волгограде. 

В сентябре 2007г. приехали сёстры-монахини из Конгрегации сестёр-Премонстраток (сёстры св. Норберта) из Словакии. Сёстры: 


Долороза Бошшаниова С.Praem и 

Войтеха Мередьова С.Praem, 

вернулись на Родину, исполнив своё служение. 


В настоящее время в общине служат сёстры: 


Самуэла Афтанасова С.Praem, 

Вианнея Шмидова С.Praem, 
Тимотея Семанова С.Praem. 

Приоритетом их служения является евангелизация. Сёстры работают с детьми, молодёжью, посещают больных и одиноких, курируют движение «Живого Розария». Организация «Каритас-Волгоград» в последние годы под руководством о. Иосифа и Инны Анатольевны Бубликовой, реализовала программы, действующие по настоящее время. В соответствии с программой «Патронажная служба» проводится консультирование и обучение уходу за больными на дому. Действует проект «Социально-психологическая адаптация бездомных», привлекающая внимание общественности к проблемам людей, оказавшихся без жилья. Детский Центр «Мария» объединяет детей в возрасте от 7 до 14 лет из социально неблагополучных семей независимо от вероисповедания. Специалисты помогают детям в их развитии, стимулируют их социальную активность. Они своевременно реагируют на нарушение прав ребёнка. В здании храма было заменено центральное отопление. 
Прежний колокол был заменён тремя новыми колоколами. Был приобретён электрический орган. Образовался хор, исполняющий духовные и классические песни. Специалисты оценивают высоко работу руководительницы хора и органистки Аллы Измайловой. 
Были благоустроены подвальные помещения, в которых благополучно разместились офис «Каритаса» и Детский Центр «Мария». В этих помещениях по вечерам также работает библейский кружок, по воскресеньям собирается группа «Матери в молитве» (ответственная Т. Завьялова). Спорадически проходит просмотр фильмов. 
Вокруг храма были высажены и уже окрепли липы и др. деревья. На клумбах появились розы, нарциссы тюльпаны и др. цветы. 

3 ноября 2013г. при участии и с благословения епископа К. Пиккеля и о. Якуба Блащишина прихожанам был представлен новый настоятель: 


о. Лоренц Лемдел SVD, 

викарий о. Валентин Назаренков SVD 
брат Павел Кабэлис SVD. 

Новый этап жизни прихода начался с открытия Епархиальной школы веры, учёба в которой будет продолжаться в течение трёх лет. 

Первое занятие состоялось в конце ноября 2013г. 
О. Вальдемар Мацкевич OFM Conv прочитал курс лекций по истории Церкви. 
О. Павел Юрковский CSsR прочитал лекции и провёл практические занятия по «Введению в молитву». 


 Пусть Господь благословит служителей и прихожан церкви св. Николая в Волгограде!! 

СОКРАЩЕНИЯ: 

ГАВО – Государственный Архив Волгоградской Области 
ГА ФСБ - Государственный Архив Федеральной Службы Безопасности 
ИиЖ - «Истина и Жизнь», католический вестник, в 90-е годы издававшийся в Москве под редакцией о. А. Хмельницкого. 
ИТЛ – Исправительно-Трудовые Лагеря 
ПП ОГПУ – Полномочное Представительство Объединённого Государственного Политического Управления